Организация образовательного процесса с помощью дистанционных технологий в МКУ ДО ЭБЦ

10.04.2020

1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Организацию перехода на дистанционное обучение образовательных организаций Республики Дагестан осуществляет Министерство образования и науки Республики Дагестан. Руководители управлений образований городов и районов  разрабатывают муниципальные планы перехода образовательных организаций на дистанционное обучение и контролируют их выполнение. Рекомендуется следующий алгоритм действий педагогических работников и администрации образовательной организации в условиях перехода на реализацию программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.

1. Администрация образовательной организации:

1.1. разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной организации;

1.2. издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью дистанционных технологий;

1.3. утверждает расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с планом по каждой направленности дополнительного образования, предусматривая дифференциацию по группам, закрепляет направления за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками;

1.4. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения педагога дополнительного образования для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий:

-определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в образовательном процессе,

-определяет ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по каждой направленности дополнительного образования,

-рассматривает возможность обеспечения педагогов дополнительного образования и, по возможности, обучающихся необходимым оборудованием;

1.5. разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

1.6. информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения контроля по направленностям дополнительного образования, графиком консультаций;

1.7. осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, а также учет результатов образовательного процесса в электронной форме;

1.8. в случае отсутствия условий проведения дистанционных занятий с применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и выполненных заданий с учетом минимизации личных контактов, например, с использованием транспортного средства образовательной организации или использования информационно-коммуникационных ресурсов органов местного самоуправления.

2. Педагог дополнительного образования:

 2.1. осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий;

2.2. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия);

2.3. осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся группы с педагогами дополнительного образования. Не реже одного раза в неделю проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с обучающимися группы;

2.4. выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций, др.

2.5. объясняет родителям, что при переходе учреждения на дистанционную форму обучения возрастает роль участия родителей в процессе образования своих детей, усиливаются такие функции как:

создание технических и технологических условий для обучения- обучающегося; 

обеспечение комфортных условий обучения;-  соблюдение расписания занятий;-  соблюдение распорядка дня.

2.6. определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по направленности, планирует свою педагогическую деятельность:

выбирает из имеющихся или создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

 2.7. определяет средства коммуникации; почта, чат, электронный журнал;

 формат проведения видеозанятий – вебинар, скайп, Zoom и т.д.;

периодичность, график проведения оценочных мероприятий и задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников;

способы организации обратной связи, рефлексии;

2.8. определяет учебный материал для своего предмета (например, перечни фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, творческие работы);

2.9. проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих программ, предусмотрев обучение с применением дистанционных образовательных технологий (крупные блоки);

режим консультаций для обучающихся посредством укрупнения блоков учебного материала;

2.10.определяет допустимый объём заданий на неделю-две (либо другой временной интервал, который определяет учреждение) в дистанционной форме обучения.

2.11.определяет формат выполнения заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы обучающихся с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как обучающиеся сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания;

как подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе и др.;

2.12.определяет длительность занятия(нахождение слушателя за компьютером), исходя из возрастной категории обучающихся, соблюдая нормативные требования (СанПиН);

2.13.определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий;

2.14.предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием занятий;

2.15. проверяет выполненные задания;

 2.16.независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения педагог для отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов деятельности педагога и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты).

 3. Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации:

3.1. проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет;

3.2. организует работу «горячей линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с обязательным анализом их тематики и оперативным принятием мер по исправлению выявленных проблемных ситуаций;

3.3. на регулярной основе производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий;

3.4. на регулярной основе производит контроль взаимодействия педагогов дополнительного образования с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта.

4. Выбор родителями (законными представителями) обучающихся формы дистанционного обучения по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя), представленного любым доступным способом, в том числе и использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

6. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале или иной платформе с использованием различных образовательных ресурсов.

7. В случае отсутствия возможности использовать базы данных с готовым материалом, педагоги могут разработать свой образовательный контент, к которому имеют доступ обучающиеся, в том числе персональные сайты педагогов или образовательные платформы, на которых педагоги размещают электронные занятия. При необходимости педагоги вправе воспользоваться возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например, Skype, WhatsApp, Zoom. Программы позволяют проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписию

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

2.1.Действия педагога при переходе на дистанционное обучение 1. Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение. 2. Сформировать учебный материал. 3. Определить формат взаимодействия с обучающимися. 4. Определить способ организации обратной связи и контроля. 5. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления.

 2.2.Выбор способа проведения занятий. В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:

1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства, установленные на компьютере, были способны обработать информацию, предоставленную педагогом. Обучающийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом.

2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Обучающийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес. Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их комбинацию.

Выбор способа проведения занятий определяется по итогам мониторинга технической готовности.

Наличие условий у обучающегося

Способ проведения занятий

компьютер и Интернет

Онлайн занятия

только компьютер

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

только мобильный интернет

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

нет условий

Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

2.3. Формирование учебного материала.

При формировании учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.

В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты: 

учебный материал, включая необходимые иллюстрации;

инструкции по его освоению;

вопросы и тренировочные задания;

контрольные задания и пояснения к их выполнению.

 Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь обучающемуся самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет.

При подготовке к дистанционным занятиям, педагогу рекомендуется составить план всего курса, соблюдая принцип ответов на вопросы: 

какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?

  каким образом эти результаты должны быть достигнуты?

 как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?-  какие методы контроля достижения результатов будут применены?

 Чтобы помочь обучающимся спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели, необходимо составить план и для обучающихся. План работы для обучающихся может содержать сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с педагогом, ссылки на учебные материалы или платформу, где будет идти работа.

Учебный материал должен быть доступен обучающемуся, по возможности, в нескольких видах, например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде. У слушателя должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д.

Учебные материалы могут передаваться через электронный журнал. К учебным материалам необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в группе).

 В инструкции указываются: время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

2.4. Определение формата взаимодействия с обучающимися.

 В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, педагогу необходимо определить формат обратной связи со слушателями.

Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения обучающегося в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние слушателя, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы). Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога. Занятия необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Слушатель должен видеть своего педагога. При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения обучающегося за экраном компьютера.

Различают следующие форматы дистанционного обучения:

Видеозанятие позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Слушатель может просмотреть видеозанятия в любое время (офлайн режим).

Для создания видеозанятия используются следующие технические устройства: 

видеокамера (веб-камера); Хочу такой сайт

звукозаписывающее оборудование (микрофон);

 компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.

 При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.

При разработке видеозанятия необходимо следовать следующим правилам: 

разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю- информацию);

 концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент- должен носить консультативный характер);

 предоставлять слушателю визуальный контакт (некоторую простую- информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем педагог).

Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов). Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать обучающихся к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование. Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфоргафика), который может использовать в учебных целях. При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия: 

указанный материал должен быть интересным;

 ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);

  материал должен быть доступен в любое время;

  включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.

Изучая данный контент, обучающийся может выполнять определенные задания педагога (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования обучающегося к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание обучающегося на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать обучающегося к комментариям. Для обратной связи педагогу необходимо отвечать на комментарии обучающегося, обобщать результаты опроса. На онлайн занятии педагог дополнительного образования объясняет материалы, отвечает на вопросы обучающихся и задает вопросы им. На онлайн-встречах и в чатах для слушателей, обучающиеся задают вопросы, связанные с выполнением заданий.

2.5. Проблемы, возникающие при дистанционном обучении. К основным сложностям дистанционного обучения относят:

 1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым. Решение: организация онлайн общения с обучающимися и проведение индивидуальных консультаций.

2. Отсутствие живого общения между обучаемыми. Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.

3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала. Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.

4. обучающиеся должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет). Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.

 5. Невозможность 100% контроля над знаниями обучающихся и процессом обучения. Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами

2.6. Примерные схемы плана дистанционного занятия для учреждений дополнительного образования:

2.6.1. По программам естественно-научной направленности План занятия при наличии условий проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить педагогу дополнительного образования 1 раз в неделю

Элементы структуры занятия

Время, мин.

Формат взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организационный момент

2

Групповой чат, группа в контакте

Перекличка, проверка готовности обучающихся к занятиям

Ответы на вопросы педагога

Объяснение материала (теоретическое и практическое занятие)

10

Онлайн лекция, фрагмент интерактивного курса, презентация по теме

Объяснение материала

Ознакомление с материалом

Закрепление полученных знаний

10

Задание на самостоятельную работу (ссылки на задание)

Ответы на возникающие вопросы

Самостоятельная работа

Подведение итогов занятия

7

Групповой чат, группа в контакте

Обобщение знания фронтальный опрос, включающий вопросы на рефлексию

Ответы на вопросы педагога

Задание для самостоятельной работы по закреплению изученного материала

1

Групповой чат, группа в контакте

Выдача обучающимся задания с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое задание и пр.)

Фиксирует задание, сроки его выполнения и задает уточняющие вопросы педагогу

План занятия при отсутствии условий проведения онлайн занятий.

Элементы структуры занятия

Время, мин.

Формат взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организационный момент

2

Индивидуальная консультация, в том числе с использованием телефонной связи

Разработка и ознакомление обучающегося с его планом работы, проверка готовности к занятиям

Ответы на вопросы педагога

Выдача обучающемуся изучаемого материала

10

Кейс-технологии: включают в себя теоретический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом

Инструктирование по работе с кейсом

Ответы на вопросы педагога

Актуализация полученных знаний

30

Консультирование в соответствии с выданным обучающемуся планом, в том числе с использованием телефонной связи

Ответы на возникающие вопросы

Самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом

Закрепление знаний

20

Консультирование в соответствии с выданным обучающемуся планом, в том числе с использованием телефонной связи

Ответы на возникающие вопросы

Самостоятельное выполнение практических занятий

Выполнение итогового задан

30

На электронном и бумажном носителе

Прием и оценка задания

Самостоятельное выполнение задания (рефлексия, творческое задание и пр.)

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .
Буклет для родителей (4).docx (скачать)

Дата создания: 10.04.2020

Дата обновления: 10.04.2020

Дата публикации: 10.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(938) 201-69-72

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».