Организация образовательного процесса с помощью дистанционных технологий в МКУ ДО ЭБЦ
10.04.2020
1.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Организацию перехода на дистанционное обучение
образовательных организаций Республики Дагестан осуществляет Министерство
образования и науки Республики Дагестан. Руководители управлений образований
городов и районов разрабатывают
муниципальные планы перехода образовательных организаций на дистанционное
обучение и контролируют их выполнение. Рекомендуется следующий алгоритм
действий педагогических работников и администрации образовательной организации
в условиях перехода на реализацию программ с применением исключительно
дистанционных образовательных технологий.
1.
Администрация образовательной организации:
1.1.
разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации
дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том числе, порядок
оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный
локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной
организации;
1.2. издает
приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за
удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью
дистанционных технологий;
1.3. утверждает
расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с планом по каждой
направленности дополнительного образования, предусматривая дифференциацию по
группам, закрепляет направления за днями недели, сгруппировав учебный материал
крупными блоками;
1.4.
осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения педагога
дополнительного образования для организации образовательного процесса с
использованием дистанционных образовательных технологий:
-определяет
набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в
образовательном процессе,
-определяет
ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий по каждой направленности дополнительного образования,
-рассматривает
возможность обеспечения педагогов дополнительного образования и, по
возможности, обучающихся необходимым оборудованием;
1.5.
разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при организации
образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий;
1.6. информирует
обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и
дистанционных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения контроля по направленностям дополнительного образования, графиком
консультаций;
1.7.
осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу дополнительного
образования с применением дистанционных образовательных технологий, а также
учет результатов образовательного процесса в электронной форме;
1.8. в случае
отсутствия условий проведения дистанционных занятий с применением
Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и выполненных
заданий с учетом минимизации личных контактов, например, с использованием
транспортного средства образовательной организации или использования
информационно-коммуникационных ресурсов органов местного самоуправления.
2. Педагог
дополнительного образования:
2.1. осуществляет учет обучающихся,
осваивающих образовательную программу непосредственно с применением
дистанционных образовательных технологий;
2.2.
осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для
организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с
выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа
либо другого ресурса для видео-взаимодействия);
2.3.
осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся группы с педагогами
дополнительного образования. Не реже одного раза в неделю проводит «видео часы
общения» (20-30 минут) с обучающимися группы;
2.4. выражают
свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий,
модерации форумов, устных онлайн консультаций, др.
2.5. объясняет
родителям, что при переходе учреждения на дистанционную форму обучения
возрастает роль участия родителей в процессе образования своих детей, усиливаются
такие функции как:
создание
технических и технологических условий для обучения- обучающегося;
обеспечение комфортных
условий обучения;- соблюдение расписания занятий;-
соблюдение распорядка дня.
2.6. определяет
набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы
обучения по направленности, планирует свою педагогическую деятельность:
выбирает из
имеющихся или создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
2.7. определяет средства коммуникации; почта,
чат, электронный журнал;
формат проведения видеозанятий – вебинар,
скайп, Zoom и т.д.;
периодичность,
график проведения оценочных мероприятий и задания; перечень учебной литературы,
дополнительных источников;
способы
организации обратной связи, рефлексии;
2.8. определяет
учебный материал для своего предмета (например, перечни фильмов, спортивных игр
и соревнований, разработка тренировок, творческие работы);
2.9. проводит
корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих программ,
предусмотрев обучение с применением дистанционных образовательных технологий
(крупные блоки);
режим
консультаций для обучающихся посредством укрупнения блоков учебного материала;
2.10.определяет
допустимый объём заданий на неделю-две (либо другой временной интервал, который
определяет учреждение) в дистанционной форме обучения.
2.11.определяет
формат выполнения заданий в виде творческих и проектных работ, организует
групповые работы обучающихся с дистанционным взаимодействием с подробным
описанием технологии: например, как обучающиеся сканируют, фотографируют и
присылают на проверку выполненные задания;
как подключаются
к совместной работе в общем информационном ресурсе и др.;
2.12.определяет
длительность занятия(нахождение слушателя за компьютером), исходя из возрастной
категории обучающихся, соблюдая нормативные требования (СанПиН);
2.13.определяет
формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о
результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных
технологий;
2.14.предоставляет
обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием занятий;
2.15. проверяет
выполненные задания;
2.16.независимо от используемых технологий и
сервисов, в ходе обучения педагог для отчета должен собирать цифровой след
(фиксацию фактов деятельности педагога и обучающегося) в различных форматах
(скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе,
рефераты и другие проекты).
3. Ответственный за дистанционное обучение в
образовательной организации:
3.1. проводит
мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным
компьютерам с выходом в сеть Интернет;
3.2. организует
работу «горячей линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с
обязательным анализом их тематики и оперативным принятием мер по исправлению
выявленных проблемных ситуаций;
3.3. на
регулярной основе производит контроль размещения педагогами материала,
методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых
заданий;
3.4. на
регулярной основе производит контроль взаимодействия педагогов дополнительного
образования с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения
трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта.
4. Выбор
родителями (законными представителями) обучающихся формы дистанционного
обучения по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается
документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного
представителя), представленного любым доступным способом, в том числе и
использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
5. При
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих
корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения
(лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
6. В
соответствии с техническими возможностями образовательная организация
организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале
или иной платформе с использованием различных образовательных ресурсов.
7. В случае
отсутствия возможности использовать базы данных с готовым материалом, педагоги
могут разработать свой образовательный контент, к которому имеют доступ
обучающиеся, в том числе персональные сайты педагогов или образовательные
платформы, на которых педагоги размещают электронные занятия. При необходимости
педагоги вправе воспользоваться возможностями программ, которые обеспечивают
текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, например,
Skype, WhatsApp, Zoom. Программы позволяют проводить онлайн-занятия в режиме
конференции или дополнительно разъяснять задания через видео- и аудиозаписию
2.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
2.1.Действия
педагога при переходе на дистанционное обучение 1. Выбрать способ проведения
занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на
дистанционное обучение. 2. Сформировать учебный материал. 3. Определить формат
взаимодействия с обучающимися. 4. Определить способ организации обратной связи и
контроля. 5. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать
алгоритмы их преодоления.
2.2.Выбор способа проведения занятий. В
зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения
дистанционных занятий:
1. Занятия с
применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных
и электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства,
установленные на компьютере, были способны обработать информацию,
предоставленную педагогом. Обучающийся должен быть обеспечен электронной почтой
и собственным электронным адресом.
2. Онлайн
занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Обучающийся
должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.
Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их
комбинацию.
Выбор способа проведения занятий определяется по
итогам мониторинга технической готовности.
Наличие условий у обучающегося |
Способ проведения занятий |
компьютер и Интернет |
Онлайн занятия |
только компьютер |
Кейс-технологии и индивидуальные
консультации, в том числе с использованием телефонной связи |
только мобильный интернет |
Кейс-технологии и индивидуальные
консультации, в том числе с использованием телефонной связи |
нет условий |
Кейс-технологии (материалы на бумажном
носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием
телефонной связи |
2.3. Формирование учебного материала.
При формировании
учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы
или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы
самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.
В структуру
материала должны входить следующие содержательные компоненты:
учебный материал,
включая необходимые иллюстрации;
инструкции по
его освоению;
вопросы и
тренировочные задания;
контрольные
задания и пояснения к их выполнению.
Организовать учебную работу дистанционно –
значит помочь обучающемуся самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и
не умеет.
При подготовке к
дистанционным занятиям, педагогу рекомендуется составить план всего курса,
соблюдая принцип ответов на вопросы:
какие результаты
должны быть достигнуты обучающимся?
каким образом эти результаты должны быть
достигнуты?
как организовать педагогическое сопровождение
усвоения материала?- какие методы контроля достижения результатов
будут применены?
Чтобы помочь обучающимся спланировать время
работы как в течение дня, так и всей учебной недели, необходимо составить план
и для обучающихся. План работы для обучающихся может содержать сроки выполнения
заданий, определенное время для встреч с педагогом, ссылки на учебные материалы
или платформу, где будет идти работа.
Учебный материал
должен быть доступен обучающемуся, по возможности, в нескольких видах,
например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде. У слушателя
должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным
материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д.
Учебные
материалы могут передаваться через электронный журнал. К учебным материалам
необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в
группе).
В инструкции указываются: время, которое
требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые
стратегии, рекомендации и подсказки.
2.4. Определение
формата взаимодействия с обучающимися.
В целях преодоления одной из сложностей
дистанционного обучения – отсутствие живого общения, педагогу необходимо
определить формат обратной связи со слушателями.
Обратная связь
это наиболее действенный способ вовлечения обучающегося в учебный процесс с
использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь
позволяет определить эмоциональное состояние слушателя, степень его
вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты,
форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога.
Занятия необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня.
Слушатель должен видеть своего педагога. При выборе различных форматов
дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по
продолжительности нахождения обучающегося за экраном компьютера.
Различают
следующие форматы дистанционного обучения:
Видеозанятие
позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Слушатель
может просмотреть видеозанятия в любое время (офлайн режим).
Для создания
видеозанятия используются следующие технические устройства:
звукозаписывающее
оборудование (микрофон);
компьютер и программное обеспечение для
монтажа видеозаписи.
При отсутствии указанного оборудования можно
использовать ноутбук, планшет, смартфон.
При разработке
видеозанятия необходимо следовать следующим правилам:
разделять и
сокращать используемый материал (убирать лишнюю- информацию);
концентрироваться на самых сложных вопросах
(данный момент-
должен носить консультативный характер);
предоставлять слушателю визуальный контакт
(некоторую простую- информацию, которую цифровые технологии
могут передать легче, чем педагог).
Вебинар
(интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система
опросов, чатов и форумов). Чтобы сохранить интерактивность данного формата
обучения, необходимо постоянно призывать обучающихся к общению, чаще задавать
вопросы и запускать голосование. Разноформатный контент (текстовый материал,
презентации, инфоргафика), который может использовать в учебных целях. При
использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:
указанный
материал должен быть интересным;
ограничен коротким периодом освоения (не более
5-10 минут);
материал должен быть доступен в любое время;
включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.
Изучая данный
контент, обучающийся может выполнять определенные задания педагога (отвечать на
опросники и комментировать их). Для мотивирования обучающегося к изучению
данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание
обучающегося на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать
обучающегося к комментариям. Для обратной связи педагогу необходимо отвечать на
комментарии обучающегося, обобщать результаты опроса. На онлайн занятии педагог
дополнительного образования объясняет материалы, отвечает на вопросы
обучающихся и задает вопросы им. На онлайн-встречах и в чатах для слушателей,
обучающиеся задают вопросы, связанные с выполнением заданий.
2.5. Проблемы,
возникающие при дистанционном обучении. К основным сложностям дистанционного
обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между педагогом
и обучаемым. Решение: организация онлайн общения с обучающимися и проведение
индивидуальных консультаций.
2. Отсутствие
живого общения между обучаемыми. Решение: онлайн общение, создание групповых
чатов и групп в социальных сетях.
3. Высокая
трудозатратность на этапе формирования учебного материала. Решение:
использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в
свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
4. обучающиеся
должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в
интернет). Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных
консультаций.
5. Невозможность 100% контроля над знаниями
обучающихся и процессом обучения. Решение: применение метода проектов и
создание тестовых материалов с открытыми вопросами
2.6. Примерные
схемы плана дистанционного занятия для учреждений дополнительного образования:
2.6.1. По
программам естественно-научной направленности План занятия при наличии условий
проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить педагогу дополнительного
образования 1 раз в неделю
Элементы структуры занятия |
Время, мин. |
Формат взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Организационный момент |
2 |
Групповой чат, группа в контакте |
Перекличка, проверка готовности обучающихся
к занятиям |
Ответы на вопросы педагога |
Объяснение материала (теоретическое и
практическое занятие) |
10 |
Онлайн лекция, фрагмент интерактивного
курса, презентация по теме |
Объяснение материала |
Ознакомление с материалом |
Закрепление полученных знаний |
10 |
Задание на самостоятельную работу
(ссылки на задание) |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельная работа |
Подведение итогов занятия |
7 |
Групповой чат, группа в контакте |
Обобщение знания фронтальный опрос,
включающий вопросы на рефлексию |
Ответы на вопросы педагога |
Задание для самостоятельной работы по
закреплению изученного материала |
1 |
Групповой чат, группа в контакте |
Выдача обучающимся задания с указанием
сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое
задание и пр.) |
Фиксирует задание, сроки его
выполнения и задает уточняющие вопросы педагогу |
План
занятия при отсутствии условий проведения онлайн занятий.
Элементы структуры занятия |
Время, мин. |
Формат взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Организационный момент |
2 |
Индивидуальная консультация, в том
числе с использованием телефонной связи |
Разработка и ознакомление обучающегося
с его планом работы, проверка готовности к занятиям |
Ответы на вопросы педагога |
Выдача обучающемуся изучаемого материала |
10 |
Кейс-технологии: включают в себя
теоретический материал, итоговое задание (материалы на электронном или
бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом |
Инструктирование по работе с кейсом |
Ответы на вопросы педагога |
Актуализация полученных знаний |
30 |
Консультирование в соответствии с
выданным обучающемуся планом, в том числе с использованием телефонной связи |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельное ознакомление с
теоретическим материалом |
Закрепление знаний |
20 |
Консультирование в соответствии с
выданным обучающемуся планом, в том числе с использованием телефонной связи |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельное выполнение
практических занятий |
Выполнение итогового задан |
30 |
На электронном и бумажном носителе |
Прием и оценка задания |
Самостоятельное выполнение задания
(рефлексия, творческое задание и пр.) |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2020
Дата обновления: 10.04.2020
Дата публикации: 10.04.2020